Тибетская медицина об основных причинах болезней
Тибетская медицина об основных причинах болезней говорит следующее:
Главная причина – это неведение относительно истинной природы бытия, так как сущность и причины страданий и болезней исходят от него. Три основные причины, приносящие страдания, это — омраченность, гнев и страсть. Омраченность (это тупость – вялость ума, глупость и неразумные поступки) – приводит кболезни слизи. Гнев (гордость, ненависть) – вызывает болезни желчи. Страсть (привязанность, желание, зависть) – порождает болезни ветра. Итак мы имеем три системы регуляции (три доши), которым соответствуют три основных типа телесной конституции для различных людей. Наш образ жизни и поведение оказывают непосредственное влияние на соотношения ветра,желчи и слизи в организме, в результате чего неправильный образ жизни вносит дисбаланс в систему регуляции, приводя к болезни. Тибетским доктором оцениваются факторы образа жизни пациента: сами того не зная, мы можем своими привычками, склонностью к определенному режиму усиливать болезнь. Например, люди с хроническими воспалениями не должны подвергать себя физической нагрузке, в их случае такой «оздоровляющий» фактор, как занятия фитнесом, становится вредящим. Или: много говорящие люди (например, лекторы, преподаватели) в силу своей деятельности постоянно усиливают определенную регуляционную систему тела, что приводит к ее разбалансировке, а в дальнейшем — к болезни. Им необходимо соблюдать определенную «технику безопасности», чтобы сбалансировать подвергающуюся чрезмерной нагрузке систему. В результате анализа расстройств дош пациенту рекомендуется вести образ жизни, способствующий гармонизации всех трёх систем регуляции. Так при расстройствах слизи рекомендуются физические упражнения и пребывание на солнце и в теплых помещениях. При расстройствах желчи рекомендуются пребывание на морском побережье; у водоемов, где дует ветер. Мягкое деликатное отношение к окружающим, носить теплую одежду для вызывания усиленного потоотделения. При расстройствах ветра рекомендуются пребывание в затененных местах, душевные разговоры с любимыми людьми. Особое внимание в тибетской медицине уделяется правилам сексуального поведения, которое также оказывает влияние на соотношение систем регуляции нашего организма. Рекомендуемая тибетцами диета при различных заболеваниях Тибетские врачи считают, что хорошее, правильное питание поддерживает жизнь, а плохое, неправильное, недостаточное, избыточное — разрушает. Зерно. Различают два вида: зерно без стручков и зерно в стручкх. Нестручковые злаки — это рис, пшено, скороспелый «60-дневный» ячмень, пшеница, дикий ячмень и т.п., те зерна, которые обладают сладким вкусом до и после переваривания, т.е. зерна с преимущественной силою махабхут земли и воды. Они усиливают потенцию, устраняют избыточный ветер, порождают физические силы и увеличивают слизь. Из них рис обладает достоинствами маслянистости, мягкости, холодности и легкости, в силу чего устраняет расстройства ветра, желчи и слизи, способен усиливать потенцию, способствует прекращению рвоты и поноса. Пшено тяжелое и холодное, оно стабилизирует составляющие тела, способствует сращиванию сломанных костей и вправлению вывихов. Пшеница тяжела и холодна. Она способствует увеличению физических сил, подавляет ветер и желчь, не увеличивая при этом слизь. Скороспелый ячмень тяжел и холоден. Он увеличивает количество кала и способствует накоплению сил. Дикий ячмень легок и холоден. Устраняет избыток слизи и желчи. Стручковые «зерна» — это бобы и горох. Они холодные, легкие и немаслянистые, вследствие их приема сужаются каналы крови, ветра и т.д., в том числе проходы кала. Вкус у них вяжущий и сладкий. Они также устраняют расстройства жара слизи и поносы. При понижении слизи можно вместо мыла применять муку чечевицы. Помещенная на ожиревшие места тела, такая мука вытянет жир и сало. Потребление в больших количествах бобов и гороха полезно при ожирении для снижения массы тела. Полезны они также при болезнях крови и желчи. Китайские бобы (красноватые или белые с толстой шкурой) поднимают слизь и ветер, поэтому, чтобы не было затруднений с дыханием, их не следует есть часто, особенно астматикам. Однако они помогают при геморрое и сопутствующих ему расстройствах, предотвращают появление камней в семенной жидкости, порождают кровь и желчь. Соевые бобы, использующиеся в Китае для приготовления соевой лапши [белые, несколько напоминающие почки ], подавляют ветер, способствуют увеличению слизи, желчи, семени и сил. Плоская красноватая чечевица — вяжущая и сладкая. Она порождает ветер, желчь и слизь. В виде порошка, смешанного с небольшим количеством воды, ее накладывают на опоясывающий лишай, втирают в тело при подагре и болезнях крови, проявляющихся зудящимися пятнами на теле. Чечевицу полезно есть при повышенном давлении. Белые и черные зерна кунжута тяжелы и теплы. Они увеличивают потенцию и устраняют расстройства ветра. Семя льна сладкое, маслянистое, мягкое. Успокаивает ветер. Белая и желтая гречиха холодная и легкая. Нанесенный на раны с кровью и гноем порошок гречихи вытягивает гной. Питание гречихой также способствует очищению ран, порождает ветер, желчь и слизь. Все злаки и бобовые в свежесобранном виде и до высыхания в течение года тяжелы и поэтому увеличивают слизь, для питания они не пригодны, если у человека нет уменьшения слизи. Особенно это касается недозревших злаков и бобовых. Зрелые же, высушенные в течение года, легки и хорошо усваиваются, от незрелых и недосушенных может быть несварение. Вообще, зерно рекомендуется в пищу не в сыром виде, а после приготовления на огне с водою, и есть его следует вместе с мясом, овощами и т.д., что облегчает его усвоение организмом. |