Принципы адекватного родительства: как эффективно общаться с ребенком
Личность ребенка развивается постепенно, но строится и существует на базе характера. Если принять ребенка таким, каков он есть, поддерживая его слабые стороны и развивая сильные, то любые родители могут достичь желанной цели: их ребенок будет счастливым, успешным, самостоятельным и т.д.
Публикуем лекцию подросткового психолога Андрея Матвеева. Подход, о котором пойдет речь, называется «адекватное родительство» — это воспитание ребенка с учетом его психологических особенностей. Каким бы вы хотели воспитать ребенка? Счастливым, целеустремленным, самостоятельным, доброжелательным, гармоничным, уверенным в себе, успешным, коммуникабельным, стрессоустойчивым. Проводя параллель с навигатором в машине, можно сказать, что то каким вы видите своего ребенка в будущем есть ваша цель, к которой вы должны двигаться. Но чтобы достичь цели, в навигаторе необходимо задать точку, от которой идешь. Есть множество книг, которые описывают как достичь цели, как воспитать вашего ребенка самостоятельным, целеустремленным, уверенным в себе и т.д. но мы редко задумываемся каким является ваш ребенок сейчас. И если не понимать, где именно вы сейчас находитесь, то попасть в это будущее будет сложно. К примеру, если вы хотите попасть в Сочи, то из разных городов вы туда будете по-разному добираться. То же и с ребенком, в зависимости от того, где он находится, вы по-разному будете к этому двигаться. Практически все желанные характеристики являются характеристиками личности вашего ребенка, но он не рождается сразу личностью. В психологии установлено, что личность развивается постепенно, но строится и существует на базе характера. Он проявляется очень рано, но еще не является личностью ребенка. Прежде чем воспитывать личность, вам необходимо понять, в чем состоят особенности характера вашего ребенка, как они проявляются и как они влияют на формирование личности. Но разные не только дети, но и сами родители. Вы читаете книги про детей, рекомендации о том, как нужно развивать ребенка, но иногда их очень сложно применить к конкретным детям. В детской и подростковой психологии существует несколько вариантов типологий характера. И некоторые типы, как правило, встречаются во всех вариантах. Чаще всего у ребенка имеется несколько типов характера, но, как правило, они несут в себе черты не более двух типов. У каждого из характеров есть свои сильные и слабые стороны. Задача родителя заключается в том, чтобы поддержать слабые стороны ребенка и развивать сильные их качества. Любой из типов характеров может привести к желанной цели по отношению к вашему ребенку. Любой может быть счастливым, успешным, самостоятельным и т.д. У каждого характера есть свои стрессовые точки, то есть слабые стороны, которые необходимо знать при воспитании ребенка. Одной из самых сложных задач родителя является принятие особенностей своего ребенка, которые от них не зависят. Не все родители готовы с ними мириться, некоторые посещают психологов и консультантов с целью изменить ребенка, что может негативно сказаться на нем. Демонстративный характер Дети с таким характером с самого раннего детства любят находиться в центре внимания. Они любят коллектив, выступать на публику, например, рассказывать стихотворения, и все, что проявляет к ним внимание, им очень нравится. Это свойство не привязано к какому-то конкретному полу. Такие дети отличаются тем, что они очень любят привлекать к себе внимание, они очень легко завязывают контакты в детском саду, школе. Они стремятся быть душой компании, и созданы для того, чтобы на них любовались. Слабые стороны: сильная зависимость от общественного внимания, в попытке получения которого ребенок может пойти на не вполне хороший поступок, умение манипулировать, демонстративные истерики, слабость морально-этической сферы, что выражается в желании приврать и приукрасить — он не находит в этом проблемы. К примеру, он легко может забрать себе понравившуюся игрушку, которая принадлежит другому. Слабой стороной такого типа характера является так же неумение создавать глубокие отношения, что в дальнейшей жизни может создать для ребенка определенную сложность. Также их слабым местом является нежелание, нелюбовь к труду и к приложению усилий, им несвойственна кропотливая длительная работа. Им важно внимание, поэтому они часто выбирают театральные кружки, дискуссионные клубы, но не кружок по изготовлению моделей самолетов, к примеру. Сильные стороны демонстративного характера: умение вступать в контакт с людьми, умение чувствовать настроение окружающих, умение создать веселье и атмосферу праздника и умение создавать эмоции. Им хорошо удаются исполнительские виды деятельности и искусств, они очень хорошо умеют воодушевлять людей, ребят, команды. В будущем они смогут продавать, заниматься пиаром, презентациями, телевизионной журналистикой. Замкнутый характер Дети с таким характером не любят принимать участия в общих играх, они настороженно относятся к незнакомым людям, а родителям иногда приходится налаживать общение друг с другом. Они плохо заводят друзей, предпочитают проводить время за чтением, увлекаются необычными и оригинальными хобби. И если демонстративные выбирают увлечения с точки зрения того, чтобы всех удивить, то замкнутым они действительно очень нравятся. Слабые стороны: неумение выстраивать эмоциональные отношения, им сложно дружить в детстве, они плохо умеют чувствовать настроение, эмоции и переживания другого ребенка. Они кажутся холодными и отстраненными только потому, что они плохо понимают чужие переживания и не думают о других. Ошибкой родителей в отношении к такому ребенку будет диалог, начинающийся со слов: «а ты подумал, что он…». Им хорошо рассказывать о эмоциях и чувствах окружающих, объяснять почему они так себя ведут, и что к этому привело. Сильные стороны: независимость, они спокойно могут находиться в оппозиции и не страдать от этого, они хорошо чувствуют себя «белой вороной», им достаточно несколько друзей по увлечению. Для них лучше всего подойдут индивидуальные занятия, к примеру, рисование, коллекционирование, программирование и т.д. Тревожный характер Тревожный ребенок — это ребенок, у которого есть проблема с выбором. Взять или не взять зонтик, они могут решать 15 минут. Они не могут определиться со своими желаниями, они постоянно испытывают сомнения и переживания. Такой тип характера можно определить уже с самого детства. Им свойственна нерешительность. Некоторые дети с таким характером задумываются над своим здоровьем, они уже с детства начинают переживать, если у них что-то болит. А есть дети, которые переживают о своем будущем, прогнозируя его в негативном свете. В подростковом возрасте такие дети очень боятся общественного суждения. Слабые стороны: Главная проблема — выбор. Позитивная сторона того, что они не выбрали, входит в конфликт с негативной стороной того, что они выбрали, что вызывает постоянные опасения. Они тяжело переносят давление и осуждения. Часто бывают не очень выносливыми физически, у них быстро заканчиваются силы. Сильные стороны: аналитические способности, умение поставить себя в социальном поведении; они знают как себя правильно вести, за них родителям никогда не будет стыдно, они уважительно относятся к переживаниям других. В воспитании с ними нужно избегать жестких оценок, они очень боятся не оправдать ожидания родителей. На их выступления лучше близким не приходить. Гипертимный характер Дети с таким типом характера очень подвижны, энергичны, у них множество увлечений, им легко дается общение, они всех окружающих втягивают в свои игры, у них редко бывают перепады настроения. Они всегда пытаются быть образцовыми и показательными и во всем стремятся участвовать. Их можно сравнить с демонстративными, но они не настолько ценят внимание к себе, им просто хочется всем заниматься, записываться во все кружки. Слабые стороны: им нужно помогать фокусироваться на чем-то и добиваться каких-то результатов, так как у них десять кружков и 20 дел. Они могут начинать очень многое, ни на чем конкретно не сосредотачиваясь. Также гипертимным детям нужно учиться уважать границы других людей. Для них подойдут групповые виды спорта и большая рассредоточенность. Сильные стороны: неиссякаемая энергия, позитив, инициативность, креативность. Эмоционально-лабильный Эти дети очень привязаны к родителям, очень чувствуют их настроение. Они сильно привязываются к братьям и сестрам или же к домашним животным, им нравится заботиться о них. Они создают очень глубокие отношения с друзьями и с родителями. Им свойственны перепады настроения. Слабые стороны: зависимость от настроения другого человека, неумение ребенка справляться с перепадами своего настроения. Ему необходима поддержка родителей, но не используйте привязанность к себе как инструмент воздействия на ребенка. Если сказать «Я бы не стала на твоем месте так делать…», они могут поступиться своими интересами ради интересов родителей. Для него подходят как индивидуальные занятия, так и занятия в группе, но важно, чтобы с группой у него сложились хорошие отношения, и в ней не было высокой конкуренции. В воспитании таких детей необходимо помогать им выстраивать круг общения и выбирать друзей, с которыми они будут потом общаться, потому что они будут иметь на них влияние, и им очень важно, чтобы родители принимали их круг близких, который у них есть. Нельзя ставить их в ситуацию выбора между двумя любящими людьми. Этим детям важно, что думают о них их родители. Сильные стороны: умение создавать очень глубокие отношения, привязанность, ответственность по отношению к кому-либо, забота, выраженная с детства. Напряженный характер Дети с таким характером обладают сильной энергией, очень упертые, знают как должно быть, и чем больше им сопротивляешься, тем больше они с вами борются. Они склонны накапливать эмоции внутри себя и могут вывалить их на вас в один момент. Слабые стороны: большая конфликтность, мстительность, борьба за власть в коллективах. При воспитании такого ребенка нет нужды его сильно контролировать, у них есть собственные границы, за которые они никогда не перейдут, даже если за ними никто не следит. Когда на них давят и контролируют, они конфликтуют, так как чувствуют недоверие по отношению к ним. Сильные стороны: сосредоточенность, целеустремленность, умение хорошо погружаться, умение преодолевать трудности и добиваться результатов. Но так как для них очень важным являются личные достижения и успех, то им лучше всего заниматься индивидуально. Им подходит атлетика, лыжи, единоборства, так как им важно, чтобы у них был результат, в отличие от демонстративных, которым лучше подойдут групповые виды спорта. |