Интроверсия – не болезнь. Как воспитывать «тихих» детей
В последнее время общество больше начало говорить об интроверсии и экстраверсии. В Сети появилось множество статей о плюсах и минусах людей первого и второго типов и все чаще можно услышать «Я – интроверт».
Иногда кажется, что это просто модное веяние. Ну, кто бы мог подумать, что девушка, на странице в социальной сети которой полно фотографий с вечеринок, поделится статьей об интровертах и гордо напишет: «Да, это обо мне»? Но такому веянию можно сказать большое спасибо! Согласно исследованиям, интровертами являются от одной трети до половины всех людей. Вы только подумайте: почти половина населения живет в «экстравертированном» мире. Согласитесь, ведь даже попасть на желаемую должность гораздо проще, если у тебя есть знакомые или хорошо «подвешен» язык. Но у интровертов это все тоже есть. Только в меньших количествах. А наличие псевдоэкстравертов показывает, что люди прекрасно адаптируются к условиям жизни. Чтобы вовремя и безболезненно адаптироваться, нужно заняться этим с детства. Интроверт Сьюзан Кейн прекрасно справилась с этой задачей и решила помочь в этом другим людям. Сьюзан написала книгу «Интроверты. Как использовать особенности своего характера», где рассказала и об особенностях воспитания детей-интровертов. Надеемся, эти советы помогут вам понять своего ребенка и помочь ему в адаптации. На самом деле, интроверту тоже может быть комфортно на вечеринках. Ведь уровень интроверсии у всех разный. Поэтому не всегда родители могут определить, к какому типу относится их ребенок или даже считают его застенчивость болезнью. Самое худшее, что может произойти с такой «болезнью» – врач, который согласится ее вылечить. В своей книге Сьюзан привела пример интроверта Итана. Его родители несколько раз обращались к детскому психологу, чтобы тот помог мальчику. «Первый повод для беспокойства был достаточно простым. Семилетнего Итана несколько раз избил его четырехлетний братишка, но мальчик не дал ему сдачи. Родители мальчиков — общительные, заботливые люди, занимают высокие должности и увлекаются игровыми видами спорта, такими как гольф и теннис. Они восприняли агрессивность младшего сына как должное, но беспокоились о том, что пассивность Итана «может повлиять на его дальнейшую жизнь», – пишет Сьюзан. Наверняка после этих строк вас захлестнула волна негодования. Как так: четырехлетний избил семилетнего и тот не дал ему сдачи?! Родителей мальчика это тоже обеспокоило. Они записали его на бейсбол и футбол, чтобы привить боевой дух. Но Итана эти игры не увлекли, он всегда спешил домой и садился читать. У него было всего несколько друзей и он не принимал активного участия в общественной жизни класса. Родители думали, что у ребенка депрессия. Первый доктор, к которому обратились родители Итана, утверждал, что их ребенок абсолютно здоров. Они решили записаться к другому специалисту, который все же решился «вылечить» мальчика. Как думаете, помогло ли такое «лечение»? КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА-ИНТРОВЕРТА Лучшее, что могут сделать родители для своего ребенка (как интроверта, так и экстраверта) – понять его и постараться увидеть мир его глазами. Сьюзан Кейн дала несколько советов о том, как воспитывать ребенка-интроверта. Многие заблуждаются, думая, что интроверты не хотят общаться. Нет, на самом деле такие детки тоже нуждаются в общении. Просто оно им нужно в меньшем количестве. Просто обычно такие детки очень осторожны и стараются избегать новизны. Зачастую у интровертов вызывает тревогу все новое: места, ситуации, люди. Поработайте с ребенком над его реакцией на новое. С новыми ситуациями и людьми знакомьте малыша постепенно. Это поможет ребенку стать уверенным в себе. Объясните, что его тревога вполне естественна, но бояться все-таки нечего – нужно только сделать первый шаг. Например, собираясь на вечеринку по случаю дня рождения, заранее выясните, как она будет проходить, и обсудите с ребенком, как он поздоровается со своими ровесниками. Приезжайте на мероприятие пораньше. Так малыш освоит пространство еще без большого количества народа и у него сложится ощущение, будто остальные присоединяются к нему, а не он «вторгается» в уже сформировавшуюся группу гостей. У каждого ребенка свой темп. Приспособьтесь к нему и не торопите малыша. Если ему нужно больше времени для адаптации в новом коллективе – это нормально. Когда ребенок совсем кроха, родители даже могут помочь ему познакомиться с детьми на площадке. Не упрекайте малыша, если он сегодня не хочет играть с детьми. Ни в коем случае не называйте его застенчивым и не говорите об особенностях его характера с негативным оттенком. Ребенок будет воспринимать это как ярлык, а робость как устойчивое качество своего характера, которое нельзя контролировать. Во-первых, детки постарше уже сами понимают, что их застенчивость считается «пороком», а во-вторых, каждый ребенок может избавиться от застенчивости и адаптироваться к любой ситуации. Обучайте ребенка навыкам самовнушения с самого нежного возраста. Подавайте ему пример общения. Не заставляйте ребенка общаться с кем-то, кто ему неприятен или же с одноклассником, с которым у малыша никак не складываются отношения. Пусть у него с самого начала сложится благоприятное впечатление о социальных контактах. Да и все люди разные, поэтому нет ничего удивительного, что два разных человек не нашли общий язык. Вокруг еще много детей, с которыми может общаться ваш ребенок. Научите ребенка простым социальным стратегиям, чтобы помочь ему справиться с неловкими ситуациями. Покажите ему, как всегда оставаться уверенным в себе. Для этого достаточно улыбки, прямой осанки и зрительного контакта. КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ ДЛЯ ИНТРОВЕРТА Выбрать школу для ребенка всегда непросто. У маленьких интровертов могут быть свои требования к школе. Родителям стоит найти учебное заведение, которое подходит под такие критерии: ценится независимость интересов и подчеркивается важность самостоятельности; групповая работа проводится в умеренных объемах, в небольших группах, под внимательным руководством учителя; ценятся такие качества, как доброта, заботливость, эмпатия, солидарность; учеников призывают поддерживать порядок в классных комнатах и коридорах; занятия проходят в небольших, тихих классах; преподают учителя, понимающие суть застенчивости, серьезности, интроверсии и чувствительности; строго выполняется программа по борьбе с травлей и запугиванием; куда принимают учеников с родственными убеждениями, интересами и мышлением. Например, детей с высоким уровнем интеллекта, художественным талантом, отличными спортивными данными – в зависимости от того, чему отдает предпочтение ваш ребенок. Но не всегда у родителей есть возможность выбрать хорошую школу или же у, казалось бы, идеального варианта обнаруживается «другая сторона медали». И в таких условиях заботливые мама и папа могут помочь ребенку хорошо учиться. Узнайте, какие предметы придают ребенку энергии, и создайте условия для того, чтобы он занимался ими как можно чаще. Научите малыша выбирать более подходящие для него роли в больших группах. Пусть он выберет ту, которая вызывает у него интерес (например, вести записи, рисовать картины). Ребенку будет легче принимать участие в работе группы, если он заранее будет знать, в чем именно заключается его роль. Многие дети боятся выступать перед публикой. Преодолеть детский страх поможет практика. Перед выступлением позанимайтесь с ребенком дома. Пусть он расскажет стих или споет песню перед родственниками и друзьями. Расскажите ему, что перед выступлением нужно собраться с мыслями, даже если остальные проявляют нетерпение. Не всегда деткам комфортно участвовать в дискуссиях. В таком случае расскажите, что предложить свои идеи в начале обсуждения гораздо удобнее, чем ждать, пока выскажутся все остальные. Ведь пока ожидаешь своей очереди, напряжение нарастает. Не все дети открыты даже со своими родителями. Чтобы ребенок рассказывал о своих переживаниях, маме и папе нужно наладить с ним доверительные отношения. Если малыш не хочет разговаривать о своих школьных делах, проявите терпение. Возможно, ему понадобится время на преодоление стресса, только тогда он будет готов к общению. Не волнуйтесь, если ваш ребенок окажется не самым популярным учеником в школе. Для эмоционального и социального развития личности очень важно, чтобы у ребенка сложились крепкие дружеские отношения с одним или двумя ровесниками. А вот быть популярным совсем не обязательно. Интровертам некомфортно в новых ситуациях и местах. Поэтому перед началом учебного года в первом классе или новой школе, отведите ребенка в учебное заведение. Можно встретиться там с учителем и показать малышу, что в новом месте все настроены доброжелательно. Разузнайте, как пройти от класса к столовой. Как видите, интроверсия это не болезнь. Это ни хорошо и ни плохо. Просто это есть. Точно так же, как к детям-экстравертам, к застенчивым детям нужен свой подход. Им важно, как и всем деткам, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Поэтому задача родителей – не переделать интроверта (такое поведение действительно может стать причиной болезни), а помочь ему развить качества, которые у него уже есть и адаптироваться к внешнему миру. |